Транспортировка опасных грузов: реалии рынка

29авг 2014
Какие проблемы существуют на рынке перевозки опасных грузов Для чего нужен "спецталон" безопасности Готовы ли российские операторы перевозить опасные грузы

Несмотря на рекламируемую готовность доставить опасный груз в соответствии с правилами по месту назначения, большинство компаний стараются уйти из этой ниши логистического рынка. Объясняется это неготовностью к такого рода перевозкам. Возможно, в России действительно отсутствуют условия для организации транспортировки «опасников»?

По оценке Минтранса, в общем объеме грузов, перевозимых по России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет 20%, или примерно 800 млн. т. Из них на долю автомобильного транспорта приходится 65%, а это предусматривает использование более 200 тыс., специальных автомобилей, конструктивно подготовленных для перевозки опасных грузов.

Если проанализировать только последние 3 года, может создаться впечатление бурной деятельности по приведению рынка перевозок опасных грузов в соответствие с мировыми стандартами. Однако на самом деле мало что изменилось, например, до сих пор не регламентированы правила перевозки опасных грузов силовыми структурами, коих в России огромное количество. Отсутствуют внутрироссийские правила перевозки опасных грузов, гармонизированные с «Европейским соглашением о перевозке опасных грузов» (ДОЛОГ), к которому Россия присоединилась 28 апреля 1994 года, и не предусматривается создание какого-л ибо органа для надзора за его соблюдением.

Российский автопром также не отреагировал на новые реалии, и автозаводы не производят специальные магистральные тягачи для перевозки опасных грузов. По прежнему по дорогам «ползают» разбитые грузовики, везущие по 20 т взрывчатых материалов, прикрываясь, как фиговым листком, «спецталоном». В то время как наибольшее количество аварий при перевозке опасных грузов (56%) связано именно с автомобильным транспортом.

Внимание! «Спецталон»

Представьте себе, что «спецталоном» имеют право пользоваться все силовые ведомства России для решения специфических государственных задач. Их десятки на федеральном уровне и они имеют представительства в регионах. То есть это количество надо умножить еще на сто. Возникает много вопросов: кто контролирует эти перевозки, какими документами они регламентируются, в каком техническом состоянии должен находиться транспорт для безопасной перевозки того или иного груза в случае использования «спецталона».

Имея право использовать «спецталон», трудно отказаться от искушения применить его для коммерческой перевозки каких-то специальных материалов, в том числе и опасных, по демпинговым ценам, поскольку досмотр на трассе исключается. При этом отпадают процедуры длительного согласования маршрутов, технической аттестации транспорта и персонала в необходимом объеме, значительно удорожающие стоимость перевозки. Таким образом, опасные грузы перевозятся бесконтрольно, в объемах, значительно превышающих приводимые в официальных данных. А это означает, что гигантские финансовые потоки выводятся из-под налогообложения. На практике это означает:

нахождение в транспортном потоке в любом регионе, в любое время суток и с любой скоростью неприспособленных автомобилей в неизвестном техническом состоянии, не отмеченных специальными знаками, которые везут нередко особо опасные грузы;

отсутствие необходимости в специализированных автомобилях и как следствие отсутствие их производства в России.

Эта практика консервирует сложившуюся ситуацию, поскольку отсутствие необходимости в заказе специальной техники сопровождается ограниченными финансовыми возможностями сертифицированных перевозчиков. 

Что в наличии

Очевидно, что сам масштаб проблемы не позволяет бездействовать. В настоящий момент существует много фирм, занятых доводкой выпускаемых автомобилей и декларирующих соответствие их технического состояния требованиям типа ЕХ-Ш ДОПОГ, ГОСТ Р 41.105-99 и Правилам перевозки опасных грузов, утвержденных Минтрансом России от 8 августа1995 г. № 173 с изменениями и дополнениями вплоть до 1999 года. Эти автомобили с небольшим объемом кузова ставятся на колеса УРАЛа, КАМАЗа или ЗИЛа и предназначаются для местных перевозок. Однако, как правило, в них отсутствуют обязательные по ДОПОГ «износостойкая тормозная система», антиблокировочная тормозная система, тахограф. А их двигатели не соответствуют требованиям Евро-3. Выполнение международных перевозок взрывчатых грузов за пределы Беларуси или Украины на таких автомобилях настолько проблематично, что даже не рассматривается. 

Как навести порядок

Существует единственный путь решения имеющихся проблем - постоянная и методичная работа но наведению порядка в этой области. Помимо разработки новых правил перевозки опасных грузов, соответствующих международным обязательствам России, взятых ею при подписании европейского соглашения по ДОПОГ, должны предъявляться более жесткие требования к подготовке и организации самих перевозок, включающие в себя меры по обучению персонала грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя с учетом возможных террористических угроз (глава 1.10 ДОПОГ-2005].

Минтранс обращает большое внимание на уровень обучения водителей правилам перевозки опасных грузов, и сотни недобросовестных образовательных структур лишаются аккредитации. Однако из-за недооценки руководителями автотранспортных предприятий значимости подготовки водителей, что, по мнению Роспрофтрансобра связано с отсутствием лицензирования на данный вид транспортной деятельности, профессиональный уровень водителей снижается. Достаточно часто побеждает стремление без особых затрат получить необходимые для водителей ДОПОГ-свидетельства. ДОПОГ предписывает введение в штат автотранспортных предприятий должность консультанта (эксперта) по безопасности при перевозке опасных грузов. Однако какими навыками и знаниями он должен обладать, сказать трудно, поскольку нет типовой программы подготовки специалиста.

Подготовка грузовладельцев, безопасность перевозок в значительной степени зависит также от квалификации работников грузоотправителей и грузополучателей, к обучению которых на должном уровне вообще не приступали. Это касается грузчиков, кладовщиков, экспедиторов, охрану, работников, допущенных к оформлению документов для перевозки и т. п. (См. ДОПОГ-2005 глава 1.10.) Круг лиц, подлежащих обучению, до сих пор четко не обозначен.

Позитивные моменты

Безусловно, безопасность перевозок особо опасных веществ возросла с запретом ГУ ГИБДД ОБДД №13/2-121 от 26 июля 2006 г. использовать автомобили с бензиновыми двигателями. Большую организующую и стимулирующую роль сыграл выпущенный 7 декабря 2000 г. приказ МВД России № 1240, регламентирующий контроль конструкции производимых и эксплуатируемых транспортных средств, а также порядок их доработки и сертификации. Несмотря на значительные пробелы в документе, он позволил запустить процесс модернизации существующих транспортных средств и привести их на первом этапе в соответствие с внутрироссийскими требованиями. Учитывая большие объемы перевозок опасных грузов, нужны продуманные и просчитанные шаги при принятии новых законов.

Олег Таранов, генеральный директор "Энергия-ТЭКС"

Статья опубликована в №7/Июль/2008 журнала "Логистика и управление".

 

Смотрите также:

29.08.2014 Куда поехать с опасным грузом?
Чем чревато отличие российских правил от ДОПОГ Для кого кислород опасен Кому выгодна практика согласования маршрута
29.08.2014 «Инновационное техническое и технологическое перевооружение отраслей экономики»
Организация перевозок опасных (взрывчатых) материалов
×
ООО "Энергия-Тэкс"